Если авторизоваться не получается, то попробуйте восстановить пароль. Если у вас нет аккаунта на сайте, то вы можете зарегистрироваться.

Внутренние ценности и смыслы

Психология
Когда вокруг бушуют события, которые ещё вчера казались сценарием не очень качественного блокбастера, мы обнаруживаем внутри себя некоторое ощущение разрывов прежних суждений и массу внутренних противоречивых чувств.

Предлагаю обратить внимание на одну из основных конструкций нашей психики - внутренние ценности и смыслы.

Именно ценности помогают нам определиться с тем, чего мы хотим; понять, что делать для удовлетворения своих потребностей и как выбрать из окружающей многовариантности то, что действительно нужно. Достижение целей воспринимается как нечто важное тогда, когда эти цели значимы для конкретного человека. В противном случае мотивации на движение к ним не будет.

Ценностные ориентиры наше подсознание собирает из значимого окружения и любовно формирует на протяжении всей жизни. Как педантичный летописец фиксирует все моменты вашей жизни, которые порадовали вас или огорчили. Анализирует. Потом важные для вашей жизни выводы закладывает в основу реагирования.

Во взрослом возрасте (если вы не углубляетесь в самопознание) ваше подсознание будет просто выдавать автоматические реакции на внешние события и действия людей подсознательно. Так же, как вы реагировали будучи ребенком.

Но на сознательном уровне вы чувствуете страдание и не понимаете - почему я не могу выстроить свой путь к счастью, да и где оно - "моё" счастье? Почему живу не свою жизнь?

Ответ прост и сложен одновременно. Вы не понимаете своих жизненных ценностей. И не принимаете их в расчёт. Точнее не так. Не осознаете, что ваши детские ценности давно пора пересмотреть.

Более того, в периоды всеобщих перемен эти самые ценности и смыслы разбиваются в самых чувствительных местах как Титаник об айсберг. Вот, например, была в картине вашего мировоззрения ценность "свобода" - как независимость в поступках и действиях. И вы выстраивали свою жизнь, ориентируясь на это и удовлетворённость собой и жизненным укладом была на высоком уровне. Но вот случилось внешнее ограничение свободы передвижений при пандемии, и на первый план вышла ценность здоровья (физического и психического), и эти две ценности вошли в конфликт одна относительно другой. И вот внутри вас ступор и внутренний конфликт - какие принимать решения теперь относительно своих передвижений.

Вы вряд ли осознаете этот процесс. Внутри вы будете испытывать дискомфорт и страдание. Но будете злиться на тех, кто эти ограничения ввёл. И это к ощутимому облегчению не приведет.

В кризисные моменты жизни важно проводить ревизию своих основных ценностных установок. Зная их, вам будет легче расставлять приоритеты и принимать решения в ситуациях выбора. Это не будет легко. Это будет с внутренним согласием.

Размышления о ценностях, в свою очередь, способны влиять на активацию разных отделов мозга и, следовательно, наши реакции. Изучая мозг, учёные обнаружили, что нет одной отдельной зоны мозга, отвечающей за ценности. Однако, профессор Вик Стретчер (PhD, MPH) отмечает забавное совпадение: в месте, где традиционно принято рисовать третий глаз, внутри черепной коробки располагается вентромедиальная префронтальная кора, которую по праву можно назвать одним из центров внутреннего просветления.

В вмПФК обрабатываются данные об эмоциях, восприятии себя и других людей. Эта область тесно связана с социально-обусловленным принятием решений и результатами обработки опыта прожитой жизни.

Социологи провели исследования как менялись жизненные ценности россиян в переломные моменты истории. Они изложены в книге Н. М. Лебедевой "Ценности культуры и развитие общества".

Высказано предположение, что модернизационные изменения в  традиционных культурах, скорее всего, будут рождать конфликт между меняющейся ценностной структурой и коллективной идентичностью. На уровне сознания это может сопровождаться снижением субъективной оценки качества жизни (на фоне его объективного роста!), что было названо "культурно-психологическим парадоксом модернизации".

Стивен Хэйес, создатель терапии принятия и ответственности, выделяет шесть основных потребностей (стремлений), которые могут стать «мишенями» терапевтической работы: принадлежность (то есть отношения с другими), понимание мира, чувственный опыт, ориентация в происходящем, компетентность и свободный выбор.

Это ведь как раз перечень того, что полностью сейчас перевернулось.
Предлагаю вам определить свои жизненные ценности, используя методику Рокича "Ценностные ориентации".

Относительно результатов задайте себе вопросы: «Каким человеком я хочу быть?» и «Какую жизнь я хочу прожить?».

Про качественный уровень жизни на Западе рассказывать не надо. Замечали, в западных фильмах практически у каждого человека, семьи наравне с адвокатом, доктором есть свой психолог?

Слова подросток и трудный практически соединены в обществе. Это и понятно. На пути становления личности сопоставить более неоднозначный по проживанию возрастной кризис человека сложно. От того как он пройдет будет зависеть дальнейшая успешность человека. Условно подростками считаются дети от 12 до 18 лет. 

Есть хорошая новость   – если подросток “трудный”, значит он развивается правильно. Но не всё можно списать на “трудный” возраст. 

Семья   – сложная система. Здесь мы отвечаем, действуем не только за себя. Каждая семья держится на своем клею. Чтобы вся система была стабильна, успешна необходима тонкая настройка каждого члена семьи друг на друга. Поэтому важна совместная работа.

В семье мы удовлетворяем множество своих индивидуальных потребностей. Всем известно, что человек в счастливой семье живет дольше, реализуя себя. Есть ради чего стараться!